ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ, ОКЕАНА И АТМОСФЕРЫ
На базе использования гидродинамических уравнений несжимаемой жидкости, приведенных к безразмерной форме в рамках закона подобия, в работе конструируется и исследуется вероятностная структура поля как база решения задачи оценивания безразмерных параметров потока, создаваемого движущимся сторонним источником, а также параметров собственно источника и параметров статистического канала распространения поля. Строится аналитическая форма отношения правдоподобия и формируются алгоритмы оценивания неизвестных информационных параметров как объекта решения статистической обратной задачи.
С использованием приближенных выражений для составляющих гидродинамических сил через коэффициенты аэродинамических производных первого порядка и кинематических параметров движения построена математическая модель работы плоского жесткого крыла различного удлинения при больших амплитудах линейных и угловых колебаний, а также различных положениях оси вращения крыла. Получены формулы для вычисления тяги, мощности и кпд в случае гармонических колебаний крыла. Показано хорошее согласие результатов расчета по полученным формулам с соответствующими известными численными решениями.
Излагаются теоретические основы существенного повышения мореходности и уменьшения бортовой качки быстроходных катеров (БК) путем применения нейтрализаторов волновых нагрузок (НВН) как первопричины качки. Экспериментально обоснован наиболее эффективный тип НВН – решетки из крыльевых профилей, устанавливаемые в кормовой части БК. Они увеличили присоединенную массу БК в 2–2.5 раза, а демпфирование в 8–10 раз. Проведены сравнительные испытания вынужденной качки моделей БК в мореходном бассейне. Они подтвердили высокую эффективность НВН по снижению бортовой качки БК. Уточнена структура левой и правой частей уравнения бортовой качки судов при применении НВН и объяснена высокая их эффективность по сравнению с традиционными методами умерения качки.
ГИДРОАКУСТИКА
Обработка гидроакустической информации выполняется во временной или спектральной области, причем последняя распространена очень широко. В любом случае предусматривается формирование характеристик направленности антенных устройств и моделирование алгоритмов обработки входных сигналов. Возможны два подхода к отработке алгоритмов. Первый состоит в обработке сигналов по выходам каналов антенны, и тогда необходимо вычислять и имитировать сигналы и помехи на выходах каналов антенны в соответствии с расчетными характеристиками направленности каналов и заданным распределением источников и параметров сигналов и помех. Второй состоит в генерации сигналов и помех в элементах антенной решетки, получении на выходах каналов процессов со свойствами, заданными на уровне элементов, и обработке суммарных сигналов во временной области. Приводятся формулы сигналов и помех для антенны мобильного подводного робота.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ГИДРОФИЗИКА
Полярные морские исследования являются ключевыми в понимании процессов изменения морской экосистемы и климата Земли. Они имеют также важное экономическое и оборонное значение. Однако их проведение затруднено наличием обширных и большой толщиной ледяных покровов, характерных для этих областей. Существенную помощь в проведении таких исследований могут оказать автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА). В статье приведены обзор развития, роль и технические возможности АНПА, используемых для морских исследований в ледовой обстановке.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ОБЛАСТИ ГИДРОФИЗИКИ
ISSN 2782-5221 (Online)